Средняя загрузка основного рекламного формата – щитов 3 х 6 м – в феврале в Москве, по предварительным данным, составила 54%, что на 5 п. п. ниже, чем в январе, но все еще лучше, чем в кризис 2009 г. – тогда по итогам февраля была заполнена лишь половина щитов, рассказывает генеральный директор агентства «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Но компании-операторы сейчас чувствуют себя значительно хуже, чем шесть лет назад, признает он.
Из шести крупных компаний, размещающих рекламу на щитах в столице (см. врез на стр. 21), одна уже банкротится – это компания «Никэ», которая не смогла рассчитаться с департаментом СМИ и рекламы за право работать в 2015 г. Другая – ТРК – задержала оплату на несколько месяцев, но в итоге сумела расплатиться с городом.
Проблемы не только со щитами: оператор рекламы на городском транспорте, компания «Бульварное кольцо», в начале года не выплатил Мосгортрансу положенные по контракту деньги и прекратил работу. Компания «Авто селл», размещающая рекламу в Московском метрополитене, просит чиновников отсрочить выплаты.
«Мы работаем в 30 городах страны, и, пожалуй, в Москве сейчас одна из самых сложных ситуаций», – говорит гендиректор и совладелец петербургского оператора наружной рекламы, корпорации «Руан», Вячеслав Ананских.
Причина серьезных проблем не только в экономическом кризисе, но и в политике городских властей, установивших столь высокие требования по выплатам в городской бюджет, что рентабельность бизнеса у большинства компаний сейчас близка к нулю, признаются сами операторы. Но дело не только в суммах: оказалось, что даже своевременная выплата денег по контракту с городом еще не гарантирует того, что компания получит рекламные места.
Меньше, но дороже
«У нас на каждых 10 погонных метрах в Москве размещена какая-нибудь реклама. С этим надо разбираться», – возмущался в ноябре 2011 г. на одном из первых заседаний московского правительства под председательством нового мэра Сергея Собянина Александр Кузьмин, занимавший тогда пост главного архитектора Москвы. При прежнем мэре Юрии Лужкове таких демаршей против рекламы не было: чиновники не спеша разрабатывали планы по наведению порядка в этой области. К тому времени на рынке работали десяток крупных и более сотни мелких операторов, сообща заполнявших рекламой около 2 млн кв. м рекламных конструкций. При этом как минимум треть этих конструкций размещалась без каких-либо разрешений.